Статьи

Регистрация дронов в России: что нужно знать

Число тех, кто в профессиональных целях или ради развлечения летает на дронах, неуклонно растет, и одновременно с этим растет неясность, нужно ли регистрировать квадрокоптер с камерой. Основная проблема здесь в том, что органы власти регулярно вносят различные изменения в законодательство, и порой отследить все поправки и сроки вступления их в силу довольно сложно. А, например, последние нововведения были отменены фактически до того, как стали применяться на практике. Все это создает путаницу для тех, кто любит дроны и хочет использовать их в рамках закона. Так должен ли владелец зарегистрировать коптер и если да, то каковы особенности данной процедуры?

Что гласит закон о регистрации квадрокоптеров

Чтобы разобраться в том, как и какие квадрокоптеры нужно регистрировать, обратимся к первоисточнику, а точнее, к действующему (по состоянию на октябрь 2017 года) законодательству.

Закон о регистрации дронов в России был принят в прошлом году. Вернее, приняты были поправки в Воздушный кодекс РФ – именно он регулирует правила полетов на всех судах, в том числе на квадрокоптерах и других БПЛА. Согласно этому документу, регистрация коптеров в 2017 году – с 5 июля – становилась обязательной. Так, список поправок от 2016 года гласил, что с 05.07.2017 в статью 33 Воздушного кодекса должен был добавиться такой подпункт: «Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов <…> подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

Однако уже утвержденные поправки по факту в силу так и не вступили, и сейчас – в октябре 2017-го – статья 33 содержит только такое положение: «Государственной регистрации подлежат <…> следующие воздушные суда: 1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее». Таким образом, сейчас закон говорит, что необходимо регистрировать только такой летательный аппарат, чей вес превышает 30 кг.

В свою очередь, статья 57 текущей версии кодекса освобождает пилотов (в документе те, кто управляет квадрокоптерами и иными подобными устройствами, называются внешними пилотами) от получения соответствующего свидетельства. И опять же, норма распространяется только на те беспилотники, чья масса меньше 30 кг.

В целом законотворческая и вообще государственная активность в данном вопросе говорит о том, что, вероятнее всего, довольно скоро регистрировать дроны тяжелее 250 г нужно будет в обязательном порядке (а это весьма внушительный спектр моделей). Причем закон наверняка будет распространяться на всех внешних пилотов, вне зависимости от того, интересует ли их профессиональное использование или любительская съемка, владеют ли они дорогим DJI Phantom или более доступной Syma. В любом случае по данным на октябрь 2017-го новая редакция закона на официальном уровне не подготовлена, а значит, пока можно лишь предполагать, какой вид примут следующие поправки в Воздушный кодекс.

По состоянию на октябрь 2017 года закон освобождает от обязательной регистрации квадрокоптеры весом меньше 30 кг, а их владельцев – от получения лицензий и свидетельств пилота.

Как зарегистрировать квадрокоптер

Появлявшиеся этим летом предварительные сведения, как зарегистрировать квадрокоптер в России, вызывают еще больше разночтений, чем то, надо их регистрировать или нет. Существует версия, что именно отсутствие конкретного ведомства, системы, а также перечня сведений, которые владелец должен в нее передать, и послужили причиной, почему пока квадрокоптеры весом меньше 30 кг освобождены от государственной регистрации. Воздушный кодекс высказался на этот счет достаточно кратко: данной работой должен заниматься уполномоченный орган, он же устанавливает порядок процедуры. Однако пока такого органа нет, а соответственно, нет и порядка.

Летом проходила информация, что эти обязанности берет на себя ЗащитаИнфоТранс, однако по факту сейчас компания не оказывает подобных услуг. В ответ на статью «Ленты.ру» представители организации сказали, что не будут регистрировать коптеры, пока не вступят в силу соответствующие положения закона. Причем часть функций по лицензированию, согласно комментариям ЗащитаИнфоТранс, планировалось отдать Росавиации, на что Росавиация заметила, что не может взяться за эту работу, так как у нее нет соответствующих полномочий. Для рядовых пилотов, которые хотят официально зарегистрировать свой дрон, такие разночтения вносят еще большую путаницу в понимание ситуации. Остается надеяться, что новая редакция закона сделает весь процесс более понятным, а ведомства разберутся между собой, какие задачи в чью юрисдикцию входят.

Помимо этого, в СМИ распространялась информация, что сейчас создается сайт, где внешние пилоты смогут зарегистрировать дрон онлайн, и что на запуск ресурса было выделено 65 млн рублей. В свою очередь, цена регистрации потенциально должна быть вполне доступной: согласно имеющейся информации, стоимость для физических лиц не превышала бы 500 руб. Учитывая, что к 5 июля портал открыт не был, видимо, ближе к истине другая версия: что он начнет работу в конце 2017-го – начале 2018 года, и тогда законотворцы вернутся к вопросу о регистрации дронов.

Что касается коптеров весом больше 30 кг, то, как говорит действующее законодательство, такой беспилотник должен быть поставлен на учет в ФСБ. Правила гласят, что владельцу нужно предоставить свои данные, включая ФИО, контакты, ИНН, а также сведения об устройстве: название компании-изготовителя и модели, ее серийный номер, тип и число двигателей, год выпуска и т.д.

Где сегодня все-таки можно зарегистрировать квадрокоптеры

Если вы все же хотите зарегистрировать свой квадрокоптер, то можете сделать это через Систему учета беспилотных воздушных судов, принадлежащую Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем и Федерации авиамодельного спорта России. Данная система ведет реестр различных БПЛА и позволяет зарегистрировать дрон через интернет, благодаря чему провести эту процедуру можно в удобное владельцу время и из любой точки России, будь это Московская область или Крайний Север.

В результате регистрации дрону будет присвоен уникальный номер, который необходимо нанести на аппарат (в чем-то эта часть процедуры напоминает постановку на учет автомобилей). Владелец должен позаботиться о том, чтобы номер хорошо читался и не стирался с дрона, например, из-за дождя или иных контактов с водой. На сайте системы учета приведены подробные инструкции относительно того, как и где надо расположить присвоенный номер.

Данная услуга предоставляется бесплатно – пользователю достаточно лишь зарегистрироваться и передать в организацию ряд сведений. В их число входят подробная информация о владельце (физическом или юридическом лице) и, конечно, данные по самому аппарату. Стоит отметить, что эта организация действует полностью в рамках закона, однако сам закон не подтверждает силу выдаваемых ей номеров (их получение необязательно – во всяком случае пока). Существует версия, что именно на базе данного реестра и будет составлен реестр государственный. Однако также есть шанс, что прохождение регистрации на этом сайте никак не отменит и не облегчит процедуру госрегистрации, когда она все же будет введена.

Зачем регистрировать коптер и за что положены штрафы

Согласно так и не начавшему действовать закону, штраф за квадрокоптер, не имеющий положенных документов, составляет от нескольких тысяч для частного лица до 300 000 руб. для юридического. Пока регистрация для коптеров легче 30 кг необязательна, этот штраф можно считать неактуальным. С другой стороны, существуют и иные причины, из-за которых проблемы с законом у владельцев могут возникнуть уже сейчас. Например, силовым ведомствам не нравится, что устройства с большой дальностью полета и хорошей камерой на борту могут подлететь к режимным объектам и снять то, что должно быть скрыто от посторонних глаз. На самом деле большинство из тех, кто на данный момент получил штрафы, получили их не за полет квадрокоптера, а именно за незаконную съемку секретных объектов.

Еще одна причина – трагедии, произошедшие по вине внешних пилотов (в том числе речь идет об авариях, которые затронули «полноценные» воздушные суда). В таком случае виновнику происшествия может грозить и административная, и уголовная ответственность в зависимости от инцидента и его последствий. Причем, опять же, наказание полагается не за запуск квадрокоптера, а за последствия такого запуска.

Соответственно, регистрация устройств позволит упорядочить всю систему, быстрее находить нарушителя, а обязанность внешних пилотов получать свидетельства потенциально должно отсечь от полетов тех, кто плохо управляет своим дроном. Пока же, учитывая, что съемка закрытых территорий и аварии – в числе главных причин, из-за чего реально можно получить штраф за квадрокоптер до 30 кг в 2017 году (или другие виды государственного наказания), владельцам стоит иметь в виду следующее.

Если вы не слишком уверены в своих силах, очень аккуратно используйте дроны там, где могут летать легкие самолеты, вертолеты и т.д. Также осторожными надо быть при полетах в Москве и других больших городах, таких как Санкт-Петербург и прочих, особенно если речь идет о запуске на улицах: здесь много объектов, которые могут быть сбитыми или поврежденными из-за неверных решений в управлении. И конечно, новичкам следует избегать полетов над большим скоплением людей, а пилотам всех уровней не стоит приближаться к военным и другим потенциально секретным объектам.

Разумеется, также караются законом явно противоправные действия, вроде переноски и передачи запрещенных вещей с помощью дронов. Кстати, известен случай, когда компания была оштрафована за то, что пыталась наладить доставку пиццы дронами, но у нее не было соответствующего разрешения. Как подчеркивает предприниматель, организовавший такую доставку, разрешения не было потому, что не понятно, где зарегистрировать квадрокоптер, дрон для таких целей и что данные устройства просто не прописаны в законе о грузовых воздушных перевозках. Эта история произошла в 2014 году, и, как видим, спустя 3 года законодательство о коптерах в некоторых областях все так же полно неясностей.

Смотрите также