Новости

Пентагон может начать производство беспилотных автомобилей

Забудьте про Uber, Waymo и Tesla: следующим в списке разработчиков беспилотных автомобилей может стать Пентагон.

“Мы планируем обзавестись беспилотным транспортом в местах военных действий раньше, чем он появится на улицах”, — сообщил Майкл Гриффин, заместитель министра обороны. — Но технологии, заложенные в его основе, будут аналогичными”. По словам Гриффина, 52% жертв в зонах боевых действий — это персонал, занимающийся доставкой продовольствия, топлива и других грузов. “Замена людей на системы с искусственным интеллектом смогла бы значительно снизить число раненых и убитых,” — добавил Гриффин.

В настоящее время созданием беспилотных автомобилей для частных перевозок занимаются многие компании, включая Waymo (Alphabet Inc.), General Motors и Uber. В Waymo над данной технологией работают уже 10 лет. Однако, как и многие другие компании, она столкнулась с некоторыми препятствиями. В основном все усложнилось после событий, произошедших в марте 2018 года, когда беспилотный автомобиль Uber  насмерть сбил пешехода.

При разработке беспилотных транспортных средств компании вынуждены уделять все большее внимание не только технологическим аспектам, но и законодательным. Создается перечень норм безопасности, которым должен соответствовать пассажирский транспорт. Нормы охватывают все — от индикаторов поворота до тормозной системы — причем многие пункты требуют, чтобы водителем был человек.

Несмотря на то что военные беспилотники будут использоваться только в местах боевых действий, это не значит, что они не будут контролироваться законом, считают эксперты.

Исследование DARPA

“Нормы безопасности США отличаются от тех, что установлены в странах, куда могут быть отправлены наши войска, – говорит Карлин Стэнли, специалист американского стратегического исследовательского центра (RAND). – Основной вопрос как раз в том, как в этом случае будут регулироваться беспилотники. Пентагон также должен быть привлечен к решению этих задач.”

На протяжении своей истории Пентагон не раз принимал участие в развитии и совершенствовании технологий, которые впоследствии распространились по всему миру. Среди них  — покорение космоса и интернет. По словам Гриффина, министерство и сейчас обязано оказывать поддержку коммерческим компаниям, занимающимся разработкой беспилотных машин. При этом он не стал называть конкретные организации, а его офис отказался комментировать планы Пентагона.

Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), находящиеся под контролем Гриффина, на протяжении многих лет финансирует исследования в области беспилотных транспортных средств. Также оно спонсировало первые соревнования для подобных автомобилей, проходившие в 2004 году.

Армия скорее будет опираться на уже готовые решения, разработанные коммерческими организациями, чем начнет самостоятельно делать все с нуля,” — считает Стенли из RAND.

700 миллионов долларов

Бюджет Пентагона составляет 700 миллионов долларов в год. Учитывая эти цифры, министерство вполне может позволить себе максимально быстрое внедрение беспилотных машин. Причем не только в виде грузовиков, доставляющих продовольствие и топливо, но и в виде беспилотных танков и умных устройств для разминирования. Многие из подобных машин не будут полностью автономны, а будут управляться дистанционно.  Так, специалисты сообщают, что в течение следующих 5 лет армия будет испытывать дистанционно-управляемые танки, обладающие той же огневой мощью, что и современный M1 Abrams.

Организация BAE Systems Plc представила миниатюрный беспилотный танк Ironclad и прототип многофункциональной роботизированной боевой платформы (ARV). Ожидается, что устройства будут задействованы в разведке, эвакуации раненых и обезвреживании взрывных устройств.

Беспилотные подводные лодки

Военно-морской флот в свою очередь ищет подрядчиков, которые займутся созданием крупных беспилотных подводных аппаратов с искусственным интеллектом. Наличие ИИ необходимо для того, чтобы устройства могли распознавать объекты и реагировать на различные препятствия, такие как частные и рыболовные судна, морские млекопитающие, места разведки нефти, газа и минералов. Сейчас в этой программе соревнуются две крупнейшие корпорации — Lockheed Martin и Boeing.

По словам министра обороны США, главная причина, по которой Пентагон был заинтересован в появлении беспилотников, – возможность сделать удары американской армии более разрушительными. Однако использование технологии в таком ключе вызвало негатив у ряда крупных компаний Силиконовой долины.

Общественное давление

Не так давно тысячи работников Google потребовали отмены соглашений, согласно которым военные могли использовать ИИ от Google для своих задач. Соглашения были заключены в прошлом году на встрече главы Пентагона и руководства Google. В ходе беседы обсуждались способы использования искусственного интеллекта, облачных вычислений и решений в области кибербезопасности в военных целях.

Также у многих вызывают опасения разработки в области автономного оружия, которое может самостоятельно выбирать цель и атаковать. На подобные возражения еще в 2016 году отвечал Эш Картер, министр обороны при президенте Бараке Обаме. Он заверил, что при использовании летального оружия окончательное решение всегда будет принимать человек.

По мнению специалистов, компаниям будет непросто осуществлять разработки военных беспилотных аппаратов. Ведь нужно быть точно уверенными в том,  что искусственный интеллект будет “на стороне” армии и не навредит людям.

“Самопилотируемые аппараты для материально-технического снабжения — безобидный вид автономного вооружения, – отмечают эксперты. – Но даже для их внедрения необходимы доказательства того, что подобные машины не навредят гражданскому населению, втянутому в военные действия”.

Смотрите также